Обновление от 24.04.11
Этот материал поможет вам подготовиться к сочинению-рассуждению на тему "Зачем нужно тире?"
1. Что такое тире?
Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х.
2.Функции тире:
Функция № 1 – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ
Тире разделяет:
а) подлежащее и сказуемое при отсутствии связки: Москва – столица России.
б) члены предложения при пропуске одного из членов предложения в неполном предложении: Мы поехали в театр, а он – домой. Всё лучшее — детям.
в) члены предложения для подчёркивания слов, стоящих в конце предложения, обычно обстоятельств: И опять побрёл по улице рикш – на этот раз к отелю.
г) обобщающее слово и однородные члены предложения: Дома, дороги, лес – всё было покрыто снегом.
д) однородные члены и продолжение предложения, если перед ними стоит обобщающее слово: Всё: дома, дороги, лес – было покрыто снегом.
е) части бессоюзного сложного предложения: Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
ж) прямую речь и слова автора: «Сколько времени будет длиться экзамен?» - поинтересовались ученики.
з) реплики диалога: - Не буди меня рано, - попросил сын свою мать.
Функция № 2 – ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ
Тире выделяет:
1. распространённые приложения, имеющие ярко выраженное уточнительное, поясняющее значение: По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. За лугами, за старицами – приютом щук и прочей рыбы – видна полоса песков.
2. вставные предложения: Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас.
3. слова автора, находящиеся внутри прямой речи: - Именно то, что наиболее естественно, - заметил он, - менее всего подобает человеку.
Функция № 3 - СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
С помощью тире оформляют смысловые отношения:
а) времени или условия (Лес рубят - щепки летят. Назвался груздем - полезай в кузов)
б) следствия, результата, вывода (Солнце дымное встаёт - будет день горячий)
в) противопоставления (Надо мне – бежать вперёд, вам – возвратиться назад. Знание законов не желательно – обязательно. Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле)г) быструю смену событий или неожиданный результат действия (Сыр выпал - с ним была плутовка такова. Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак. Хотел всегда жить в городе — и вот кончаю жизнь в деревне)
д) сравнения (Молвит слово - соловей поёт)
Функция № 4 - ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ
Тире способно передавать и эмоциональную сторону речи. Оно разрывает интонационную плавность фразы и создающее тем самым эмоциональную напряженность и остроту.
Вот некоторые примеры из произведений М. Горького: Я имею бумаги... но - они никуда не годятся; Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень - и уснула; Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.
Все эти подчеркивания с помощью тире эмоциональной стороны речи, ее напряженности и динамичности, естественно, подчинены манере изложения и не регламентируются правилами.
ВЫВОД
Итак, диапазон употребления тире действительно широк:
во-первых, это фиксатор всевозможных «грамматических» пропусков, тире заполняет эти словесно пустые места;
во-вторых, тире может выполнять роль отграничителя и сигнализировать при этом о границе различных синтаксических конструкций;
во-третьих, при отсутствии союза тире способствует передаче на письме особых смысловых отношений, в устной речи эти значения передаются интонационными средствами;
в-четвёртых, служит цели создания эмоционально-экспрессивных качеств речи.
Источник
Готовое сочинение по данной теме читайте ТУТ (образец 9).
О том, КАК писать сочинение, читайте ЗДЕСЬ